Китайский фарфор как культурное наследие

Важнейшее изобретение, принадлежащее древнему Китаю, уже давно перестало быть просто предметом быта. Китайский фарфор - это не просто посуда или украшение. Это давно стало частью многогранной, богатейшей культуры Китая, отражающий меняющиеся с течением времени культурные традиции.

Считается, что китайский фарфор был изобретён приблизительно в 11 веке. Основой для его состава, долгие века державшегося в строжайшей тайне, стала особая белая глина с добавлением кварца. Китайский фарфор до сих пор славится исключительной тонкостью, из-за чего даже самая массивная ваза – почти пушинка по весу. Столицей китайского фарфора считается город Цзиньдечжеэнь.

Основной способ изготовления ваз в период правления империи Тан - покрытие только что изготовленных предметов из фарфора особой глазурью. В ранние века считалось, что вазы, изготовленные из фарфора, должны были покрываться глазурью только трёх цветов: синей, белой, зелёной. Выбор цветов обусловливался их близостью к природе: синий – вода и небо, зелёный – краска природы, белый – цвет чистоты воздуха.

В дальнейшем китайцы начали использовать для покрытия фарфора и другие цвета, а также в ход пошла роспись. В период правления империи Мин изделия из фарфора начали расписывать ставшим впоследствии традиционным сочетанием синего и белого. Этот узор в дальнейшем нашёл своё отражение в традиционной русской гжельской росписи.

 

 

Знаменитые драконы периода правления империи Цин считаются визитной карточкой символики китайского фарфора. Они изображались в красных тонах в окружении сине-белого орнамента. Прогресс в дальнейшем развитии росписи произошёл в 18-19 веках, когда вазы, предназначавшиеся для императорского двора Китая и на продажу в Европу, начали расписываться согласно традициям фен-шуй.

Традиционно изделия из фарфора могли иметь растительный орнамент, выполненный либо свободными, широкими мазками, либо с прорисовыванием каждой детали. В первом случае изображались пышные цветы: пионы, лотосы, сакура, слива. Во втором – сюжеты из древнекитайских притч, дворцовые сценки, пейзажи, животные и птицы.

Дополнительно ценители китайского фарфора отмечают, что в китайском искусстве особым образом подходили к выбору формы для сосуда. Каждая форма строго регламентировалась и имела своё значение.

 

 

Так, например, форма вазы в виде пузыря с узким горлышком называлась «гранат». Предполагалось, что широкое тело вазы должно накапливать позитивную энергию, а узкое горлышко не давать ей выходить.

Причудливая форма вазы, состоящей из двух округлых пузырей, соединённых узкой перемычкой, имитировала природный сосуд – почитающуюся в Китае тыкву-горлянку. Считается, что такая форма вазы помогает очистить воду, которая находятся в ней.

Широко распространены вазы с перфорацией. Такой способ китайцы отчасти позаимствовали из арабских стран. Перфорация наносится на ещё сырой фарфор.

 

 

Отличительной особенностью любого предмета из китайского фарфора можно считать наличие в его росписи короткого поэтического послания и доброго пожелания или напутствия, нанесённого каллиграфическим способом. 

Китайский фарфор полюбился и в Европе, и в России. Коллекция Эрмитажа включает в себя десятки редких экземпляров фарфора, а современные любители покупают для качественные реплики из современного Цзиньдэчжэнь.



© 2018-2024