Я не буду рассказывать про типы китайских поездов. Про скоростные китайские дороги написано много статей, которые легко ищутся. Расскажу о поездке в китайском плацкарте.
Итак, поезд категории К включает в себя сидячие вагоны для поездок на небольшие расстояния и вагоны "hard sleep". Несмотря на название, на полках есть матрасы с постельным бельем, подушкой и одеялом. Всего в вагоне 11 секций по 6 полок в каждой. Боковушек нет, есть откидные сидения, с которых можно обозревать виды из окна. Над ними - багажные полки, также багаж кладется под нижние сидения.
Ширина вагона такая же, как у советского вагона, поэтому без боковушек основные полки получаются длиннее, что очень удобно при моем росте. Залез на 3-ю полку и захрапел: никто не задевает, можно вытянуться. Забираться по удобной лесенке.
Нумерация мест при этом - по вертикальным рядам, тоесть в первом купе есть места 1 и 2, каждое из которых может быть нижним, средним и верхним. Не напутайте при покупке билета на китайский плацкарт "hard sleep". В вагонах "soft sleep" по две полки в высоту, по 4 в купе.
В дневное время по вагонам катают тележки с разной снедью: фрукты, лапша типа доширак-гастрит, печенье, напитки. Цены такие же, как и в вокзальном буфете на остановках, то есть на 20-30% выше, чем в городе. Остановки, кстати, очень короткие: 2-4 мин., максимум 10 мин. Народ высыпает на станцию покурить, но проводник быстро загоняет всех обратно. При этом курить можно и в тамбуре, и между вагонов, дверей между ними нет.
Розеток в вагонах этого типа, к сожалению, нет, поэтому запасайтесь пауэрбанками. Розетка для бритвы всегда занята ушлыми китайцами.
В вагоне всегда бесплатно есть кипяток и холодная питьевая вода, туалет в каждом конце вагона, и один общий умывальник. Туалет, увы, без унитаза, но при этом вакуумный. В вагонах скоростных поездов типа C и D уже стоят унитазы и есть розетка в каждом сидячем ряду.
В целом, путешествовать вполне комфортно: не дует, не холодно и не жарко. Мы ехали из субтропиков Гуанчжоу до Лояна, тоесть примерно 1500 км. на север, температура была комфортной. Всё путешествие заняло 21 час, тоесть скорость вполне приличная. В вагоне чисто, лишних запахов нет, пьяных нет. Разве что китайцы любопытствующие -что за лаоваи забрались в вагон? - могут вас слегка навязчиво разглядывать.
Сидячие вагоны, например, от Лояна до Сианя, в том же поезде. Оснащение вагона и услуги те же, но вместо полок сидячие места: 2 места напротив 2-х, между ними столик, в одном ряду две такие секции справа и слева от прохода. Итого, 8 сидячих мест в ряду.
На видео проводник объявляет: "Все на выход! Станция Лоян.")